Урок-викторина «Экологический светофор»

23 января 2018 г.
учитель биологии МБОУ Сариновской ООШ Подгорнова Е.Н. Урок-викторина «Экологический светофор»

Ход урока
I. Организационная часть:
Проверка отсутствующих, запись в журнал.
II. Основная часть
Эпиграф.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни. В.Берестов

Уч-ль.:Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке. Урок – путешествие по очень важной для всех нас знакомой и незнакомой одновременно, теме.


Если долго-долго, если долго по тропинке, если долго по дорожке, топать, ехать и бежать, то возможно можно, можно, то наверно верно можно в экологию попасть.

Сегодня вы будете путешествовать по разным областям знаний, для путешествия вам нужно поделиться на 3 команды. Каждая команда будет получать в течение урока задания, те, кто верно выполнят больше заданий, смогут дальше продвинуться в изучении экологии и получат оценку «5», команда, набравшая меньше баллов получит «4», а отстающая команда останется с оценкой «3» (наиболее активные участники так же получат положительные оценки, индивидуально).

Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.

Конкурсные задания:

Задание №1 – Экологический светофор

Команды получают по две карточки красного и зеленого цвета. Если согласны с утверждением, поднимают зеленую карточку, не согласны – красную.

1.     в растениях органические вещества движутся снизу вверх;

2.     растения способны к медленным движениям;

3.      в половом размножении принимают участие две особи;

4.     только животные способны к дыханию.

5.     в бесполом размножении участвует одна особь;

6.     у насекомых прямой путь развития;

7.     питание — это процесс получения организмом веществ и энергии;

8.     ферменты — это ускорители химических реакций в организме.

9.     почкование — это способ полового размножения;

10. пищеварение — это процесс получения веществ и энергии;

11. пищеварение — это процесс переработки пищи.

12. у растений специальной выделительной системы нет;

13. у растений минеральные вещества движутся сверху вниз.

14. в биосфере фотосинтез уничтожает результаты дыхания;

15. почкование — это способ бесполого размножения;

16. органы, связанные с размножением, называют репродук­тивными;

17. зиготой называют женскую половую клетку.

18. почки — специальная выделительная система у всех животных;

19. растения получают энергию с помощью фотосинтеза и дыхания;

20. питание — это процесс переработки пищи;

21. только у растений есть споры;

22. органы, связанные с размножением, называют вегетатив­ными.

Задание № 2: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.

1.     Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства.

2.     Сбился с азимута среди трех голосеменных.

3.     На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.

4.     Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество

5.     Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат.

6.     Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья.

7.     Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива.

8.     Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции.

9.     При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.

10. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель.

Задание 3. Отгадайте зашифрованное слово.

Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.

1.     Начало - нота, потом оленя украшение,
А вместе - место оживленного движения.

2.     Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.
Но если “д” на “б” ты сменишь,
Во мне утонешь, как в реке.

3.     Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда.

4.     Два слога первые - цветок,
Татарский царь - мой третий слог,
А “ь” поставь в конец
Коль отгадаешь - молодец!

5.     На берегу морском я круглый год валяюсь,
Отнимешь “ь”, и вверх я устремляюсь.

 

Задание №4. Биологический хвостоголов

Отгадайте слова, которые являются хвостом одного и началом другого биологического слова

Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.

1.     ТЮЛЬ(_ _ _)ТЕРА обращение к мужчине в Польше 2.     МУХО(_ _ _)КОВЬ эпидемия     3.     НОСО(_ _ _)ОЗ костный вырост на голове 4.     СЛ(_ _ _)СИ дерево 5.     ИН(_ _ _)АФ      то, чего много у толстяков 6.     КАКТ(_ _)ТРИЦА   растительность на лице 7.     МОЛО(_ _ _)КА      горячий напиток 8.     КАША(_ _ _)ОС     товар на аукционе 9.     ТА(_ _ _)ТЕРИЯ     большая емкость 10. АЛЬБА(_ _ _ _)ТНИК канат  

 

 

Задание №5. О чем говорят народные приметы в каждом указанном случае?

Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.

1.     Дым стелется – ______________________________________________________.

2.     Дым столбом – _______________________________________________________

3.     Лягушки квакают – ____________________________________________________

4.     Муравьи уползают в свой муравейник, закрывают вход – ________________________________________________________________________________________________________________________

III. Заключительная часть

Подведение итогов.

 

IV. Домашнее задание. Найти в любом источнике информации 2-3 поговорки или пословицы об осени.