учитель биологии МБОУ Сариновской ООШ Подгорнова Е.Н. Урок-викторина «Экологический светофор»Ход урока
I. Организационная часть:
Проверка отсутствующих, запись в журнал.
II. Основная часть
Эпиграф.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни. В.Берестов
Уч-ль.:Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке. Урок – путешествие по очень важной для всех нас знакомой и незнакомой одновременно, теме.
Если долго-долго, если долго по тропинке, если долго по дорожке, топать, ехать и бежать, то возможно можно, можно, то наверно верно можно в экологию попасть.
Сегодня вы будете путешествовать по разным областям знаний, для путешествия вам нужно поделиться на 3 команды. Каждая команда будет получать в течение урока задания, те, кто верно выполнят больше заданий, смогут дальше продвинуться в изучении экологии и получат оценку «5», команда, набравшая меньше баллов получит «4», а отстающая команда останется с оценкой «3» (наиболее активные участники так же получат положительные оценки, индивидуально).
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
Конкурсные задания:
Задание №1 – Экологический светофор
Команды получают по две карточки красного и зеленого цвета. Если согласны с утверждением, поднимают зеленую карточку, не согласны – красную.
1. в растениях органические вещества движутся снизу вверх;
2. растения способны к медленным движениям;
3. в половом размножении принимают участие две особи;
4. только животные способны к дыханию.
5. в бесполом размножении участвует одна особь;
6. у насекомых прямой путь развития;
7. питание — это процесс получения организмом веществ и энергии;
8. ферменты — это ускорители химических реакций в организме.
9. почкование — это способ полового размножения;
10. пищеварение — это процесс получения веществ и энергии;
11. пищеварение — это процесс переработки пищи.
12. у растений специальной выделительной системы нет;
13. у растений минеральные вещества движутся сверху вниз.
14. в биосфере фотосинтез уничтожает результаты дыхания;
15. почкование — это способ бесполого размножения;
16. органы, связанные с размножением, называют репродуктивными;
17. зиготой называют женскую половую клетку.
18. почки — специальная выделительная система у всех животных;
19. растения получают энергию с помощью фотосинтеза и дыхания;
20. питание — это процесс переработки пищи;
21. только у растений есть споры;
22. органы, связанные с размножением, называют вегетативными.
Задание № 2: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства.
2. Сбился с азимута среди трех голосеменных.
3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.
4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество
5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат.
6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья.
7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива.
8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции.
9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.
10. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель.
Задание 3. Отгадайте зашифрованное слово.
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
1. Начало - нота, потом оленя украшение,
А вместе - место оживленного движения.
2. Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.
Но если “д” на “б” ты сменишь,
Во мне утонешь, как в реке.
3. Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда.
4. Два слога первые - цветок,
Татарский царь - мой третий слог,
А “ь” поставь в конец
Коль отгадаешь - молодец!
5. На берегу морском я круглый год валяюсь,
Отнимешь “ь”, и вверх я устремляюсь.
Задание №4. Биологический хвостоголов
Отгадайте слова, которые являются хвостом одного и началом другого биологического слова
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
1. ТЮЛЬ(_ _ _)ТЕРА обращение к мужчине в Польше 2. МУХО(_ _ _)КОВЬ эпидемия 3. НОСО(_ _ _)ОЗ костный вырост на голове 4. СЛ(_ _ _)СИ дерево 5. ИН(_ _ _)АФ то, чего много у толстяков 6. КАКТ(_ _)ТРИЦА растительность на лице 7. МОЛО(_ _ _)КА горячий напиток 8. КАША(_ _ _)ОС товар на аукционе 9. ТА(_ _ _)ТЕРИЯ большая емкость 10. АЛЬБА(_ _ _ _)ТНИК канат
Задание №5. О чем говорят народные приметы в каждом указанном случае?
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
1. Дым стелется – ______________________________________________________.
2. Дым столбом – _______________________________________________________
3. Лягушки квакают – ____________________________________________________
4. Муравьи уползают в свой муравейник, закрывают вход – ________________________________________________________________________________________________________________________
III. Заключительная часть
Подведение итогов.
IV. Домашнее задание. Найти в любом источнике информации 2-3 поговорки или пословицы об осени.